Практический семинар для педагогов : «Как работать с агрессивными детьми»

Практический семинар для педагогов :
«Как работать с агрессивными детьми»

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли.

Э.Фромм

1.Введение. Здравствуйте, коллеги. Сегодня у нас с вами практический семинар на тему: «Как работать с агрессивными детьми»

Цель нашего семинара:

познакомить с причинами появления агрессивности и основными критериями агрессивных детей;

помочь участникам тренинга в поиске путей преодоления агрессивного поведения;

познакомить с основными методами и приемами работы с агрессивными детьми;

Итак, что же мы сегодня узнаем и какие вопросы будем обсуждать.

Что такое агрессивность

Причины проявления жестокости и агрессивности детей.

Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

Критерии агрессивности агрессивного ребенка

Пути преодоления агрессивности ребенка.

2.Мини-лекция «Что такое агрессивность». Обсуждение.

Агрессия - поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Причины проявления агрессивности:

стремление привлечь к себе внимание сверстников;

ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

защита и месть;

отстаивания своего превосходства;

стремление получить желанный предмет.

3.    Участники делятся на две группы. Первые описывают поведение агрессивного ребенка, вторые – то, что он чувствует ( разрезаем листик с описаниями, крепим на портрет)

Портрет агрессивного ребенка. (Мониной Г.Б.)

  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Ощущает себя отверженным
  • Часто ругается со взрослыми
  • Создает конфликтные ситуации
  • Сваливает вину на других
  • Часто теряет контроль над собой
  • Импульсивен
  • Часто дерется
  • Не может адекватно оценить свое поведение
  • Имеет мускульное напряжение
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Часто спорит со взрослыми
  • Толкает, ломает, рушит все кругом
  • Завистлив, мстителен
  • Раздражителен
    винит других в своих ошибках
  • Стремится разозлить маму, воспитателей
  • Думает, что он не хуже других
  • Имеет низкий уровень симпатии
  • Часто сердится и отказывается что–либо делать

 

4.    Формы агрессивного поведениябывают разные:

 

Вербальная агрессия:

Жалобы

Агрессивные фантазии

Прямые оскорбления

Физическая агрессия:

Разрушение продуктов деятельности противника

Удары

Укусы

Давайте узнаем, какие факторы влияют на агрессивное поведение:

особенности семейного воспитания

модели агрессивного поведения на телеэкране,

модели агрессивного поведения сверстников,

уровень фрустрации ( неприятное, напряженное прихологическое состояние которое спровоцировали трудности препятствующие удовлетворению потребностей (желания не совпадают с возможностями) )

5.    Как же помочь агрессивному ребенку? Работа с агрессивными детьми строится в несколько этапов.

Работа с гневом.

Обучение самоконтролю

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Развитие навыков общения

Подборка игр и упражнений по каждому из направлений работы:

Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, вы должны прежде всего научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант поведения можно считать определенным достижением.

Игровые приемы:

Дыхательные упражнения

Релаксационные упражнения

 «Посчитал до десяти я и решил.»

По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации.

«Возьмите себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспоко­ился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой спо­соб доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно при­жми руки к груди - это поза выдержанного человека».

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос? За что меня можно любить, на другой половине за что меня можно ругать? Если дети не могут писать с ними можно проговорить.

Рисование ладонями

(для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза.

Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море…

(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы…

(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы…

(медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо…

(снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Час тишины и час "можно"

(для детей с 4 лет)

Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Стойкий оловянный солдатик

(для детей с 4 лет)

Цельразвитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением.

Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Запретное число

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.

Невидящий - неслышащий

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности

Ведущий дает команду«Невидящий» - дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит«Неслышащий» - дети выполняют задание только по показу.

Копна – Тропинка - Кочки

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.

Если ведущий говорит«Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Если ведущий говорит«Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.

Если говорит«Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.

Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Кулак – ладонь – ребро

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.

Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Педагог произносит «пол»«нос»«потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

«Да и нет» - не говори

(для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?

ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?

ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?

ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?

ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?

ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?

ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?

ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ?

ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?

Зеваки

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры.

Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)

Молчу - шепчу - кричу

(для детей с 5 лет)

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать.

Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Говори по сигналу

(для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете ему обратить внимание на свое "я".

Слушай команду

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие вниманияпроизвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например«Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.

Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности

Слушай хлопки

(для детей с 5 лет)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.

Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу.

Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки»(присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу).

На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Расскажем и покажем

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие слухового вниманиясамоконтроля координации движений.

Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

Упражнение повторяется несколько раз

Повторение ритма

(для детей с 6 лет)

Цельразвитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить.

Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами.

Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос«Что было легче: задавать ритм или повторять?»

Прошепчи ответ

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).

Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ.

Вопросы:

Какое сейчас время года?

Как называется наш город?

Как называется детеныш коровы?

Сколько лап у собаки?

Какие дни в недели выходные? И. т. д.

Узнай по звучанию

(для детей с 5 лет)

Цельразвитие произвольности и самоконтроля, быстро и точно реагировать на сигнал,развитие умения контролировать свои действия.

Взрослый обращает внимание детей на музыкальные инструменты, которые находятся на столе. Просит назвать те, из них какие дети знают. Сейчас я вам сыграю на каждом, чтобы вы послушали и запомнили, как они звучат. А теперь вы закроете глазки и будите слушать. Ваша задача- определить, какой из музыкальных инструментов прозвучал. Отвечать будет тот, кого я назову.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Упражнение «Ласковый ветерок»

Цель: снятие напряжения в области мышц лица.. Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».

«Из семечка - в дерево»

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон­чиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

 

Контроль своего тела

Хасты.  Нейрокоррекционные упражнения

Эти упражнения можно включать в ежедневный комплекс утренней зарядки для ребенка. Их можно выполнять перед началом работы над домашним заданием или вечером перед сном.

Речь идет о хастах. Хасты - это позы рук. Нейропсихолог Анна Сименович отобрала несколько хаст, направленных на общую гармонизацию организма ребенка, поднятие его тонуса, энергии. Хасты улучшают работу головного мозга, способствуют формированию межполушарных связей, развивает самоконтроль. Каждая хаста - это удерживание определенной позы рук в течение нескольких секунд.  Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день. Хасты выполняются в той же последовательности как и на рисунке (рисунок из книги А. Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте")

Хасты можно выполнять стоя или сидя. Важно, чтобы ребенок при выполнении хаст держал спину прямо и был полностью сосредоточен на руках. Если держать предплечья и локти параллельно полу, то ребенку будет легче удерживать внимание на выполнении упражнения и удержания позы рук.

Когда ребенок освоит упражнение, ему можно предложить самому следить за временем. Для этого можно использовать настенные часы или будильник с секундной стрелкой. 

Упражнение можно выполнять с 3,5-4-х лет и до 12 лет.  Время удерживание хасты для трехлеток - 10-15 с. Можно считать до 10. Дыхание ровное.

Упражнение "Хасты" полезно для детей очень подвижных, с низкой концентрацией внимания, а так же для детей астеничных, энергетически истощаемых. Дети успокаиваются, готовы к дальнейшей деятельности.

Так же весьма эффективны кинезиологические упражнения.

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. 

Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
 

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Кулак - ребро – ладонь»— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

 

«Дом-ёжик-замок»

Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить.

«Ёжик»

Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки

«Замок»

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести

 

6.    Обзор игрушек  и пособий, которые помогают снятию напряжения у детей.

 

*Уголок релаксации в группе

*Кресло-мешок

*расслабляющая музыка

 *подвешенный на потолок обруч с ленточками

*лава-лампа

*сенсорные мячики и мешочки

*антистрессовые игрушки

* кварцевый и кинетический песок

*гидрогель с водой

*кинетический снег (три пачки соды и вода)

*умный пластилин (резинка для рук)

*игрушка «виноград»

*игрушка фиджет-куб

 

7.    Метафорические карты И.Ю. Авидон, И.В. Юрова «Карты даров. Выбери себе счастье»

8.    Рефлексия. Прощание.

вт, 29/09/2020 - 10:24